19.04.2024

aoinform

СОБСТВЕННИКАМ, ДИРЕКТОРАМ И ЮРИСТАМ ДОСТУПНО О КОРПОРАТИВНОМ ПРАВЕ

Направление обязательного предложения о приобретении акций общества

Обязательное предложение о приобретении акций общества. Порядок направления обязательного предложения, преимущества

В данной статье рассматривается проблема учета голосующих акций публичного акционерного общества, принадлежащих аффилированным лицам акционера, в отношении которого устанавливается наличие обязанности по направлению обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг ПАО. Особое внимание в статье уделяется важности установления обязанности по направлению обязательной оферты в отношении крупного собственника, заинтересованного в аккумулировании 100 % акций, составляющих уставной капитал публичного общества.

Процесс консолидации 100 % акций в пользу одного или нескольких крупных собственников редко обходится без использования правовых инструментов, предусмотренных главой XI.I Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 года № 208-ФЗ (далее – Закон об АО). Приобретение заинтересованным лицом крупных пакетов акций может повлечь возникновение у такого лица обязанности по направлению обязательного предложения. В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2. Закона об АО лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества обыкновенных и привилегированных акций, предоставляющих право голоса, в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Закона об АО, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам — владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее — Обязательное предложение). «Коварство» данной статьи заключается в том, что лицо может не узнать о возникновении у него обязанности по направлению обязательного предложения из-за необходимости учета голосующих акций, принадлежащих другим акционерам, являющихся его аффилированными лицами.

Все об обязательном предложении о приобретении акций общества

Анализ статьи 84.2. Закона об АО позволяет сделать вывод о том, что обязанность по направлению обязательного предложения может носить многосубъектный характер. Так, лицом, обязанным направить оферту, может быть отдельный акционер, приобретший определенное количество голосующих акций публичного акционерного общества, а также группа аффилированных лиц, владеющая акциями ПАО, предоставляющими право голоса, в количестве, превышающем одно из пороговых значений, установленных законодателем в статье 84.2. Закона об АО. В контексте указанной статьи пороговым значением признается приобретение более 30, 50 и 75 процентов голосующих акций публичного акционерного общества. Важно понимать, что при этом каждый акционер – член группы аффилированных лиц может быть владельцем и меньшего количества голосующих акций. Для целей определения возникновения обязанности по направлению обязательного предложения оценивается общее количество голосующих акций публичного общества, принадлежащее группе аффилированных лиц.

В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Перечень оснований, в силу которых одно лицо может быть признано аффилированным другому, указан в статье 4 вышеназванного закона и конкретизирован в статье 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Многие основания аффилированности, указанные в законе, являются понятными и легко определяемыми. Например, является очевидным, что единоличный исполнительный орган и члены совета директоров акционерного общества являются аффилированными лицами по отношению к данному АО. Вместе с тем, законом предусмотрены более сложные для понимания критерии аффилированности, например, принадлежность к группе лиц, по основаниям, указанным в статье 9 Закона о защите конкуренции.

Неправильное понимание смысла нормы пункта 1 статьи 84.2. Закона об АО, а также сложности, связанные с установлением аффилированности, приводят к ошибкам в процессе выявления у акционеров наличия обязанности по направлению обязательного предложения.

Обязательное предложение о приобретении акций акционерного общества

Следует отметить, что правильное и своевременное определение у акционера (группы аффилированных друг другу акционеров) обязанности по направлению обязательного предложения имеет важное значение для целей консолидации акций. Прежде всего, это обусловлено опасностью наступления ряда негативных последствий, которые могут поставить под угрозу проведение процедуры вытеснения миноритарных акционеров.

Во-первых, неисполнение обязанности по направлению обязательной оферты может повлечь невозможность принятия общим собранием акционеров необходимых решений в силу отсутствия кворума. На основании пункта 6 статьи 84.2. Закона об АО с момента приобретения более 30 процентов общего количества голосующих акций публичного общества, и до даты направления в публичное общество обязательного предложения, приобретатель акций и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются. Аналогичные правила распространяются на приобретение доли голосующих акций публичных акционерных обществ, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций. Важно понимать, что игнорирование указанного правила и проведение общего собрания акционеров при отсутствии кворума является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.23.1 КоАП РФ. Предельный размер административного штрафа в соответствии с указанной нормой составляет семьсот тысяч рублей. Немногие акционеры и члены органов управления эмитентов осведомлены о возможности привлечения к уголовной ответственности за проведение собрания при отсутствии кворума на основании статьи 185.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Во-вторых, нарушение лицом правил приобретения более 30 % акций публичного акционерного общества образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 15.28 КоАП РФ. Данная норма предусматривает санкцию в виде наложения административного штрафа, предельный размер которого составляет пятьсот тысяч рублей.

Для того чтобы избежать вышеуказанных негативных последствий эмитентам и их акционерам следует проводить постоянный мониторинг совершения сделок с ценными бумагами, а перед началом процедуры вытеснения миноритарных акционеров, анализ наличия у крупного собственника обязанности по направлению обязательного предложения является обусловленной необходимостью.

Как направляется обязательное предложение о приобретении акций общества

В процессе выявления у приобретателя акций обязанности по направлению обязательного предложения следует учитывать следующие обстоятельства.

  1. По общему правилу, обязанность по направлению оферты может возникнуть в результате приобретения акционером (одним или совместно с аффилированными лицами) такого количества голосующих акций публичного общества, при котором приобретатель становится владельцем более 30, 50 или 75 % таких акций.
  2. Рассматриваемая обязанность может стать следствием возникновения аффилированности. Другими словами, если несколько акционеров стали владельцами более 30,50 или 75 % голосующих акций публичного общества в результате появления между ними оснований аффилированности.
  3. Для целей определения у акционера и его аффилированных лиц обязанности по направлению обязательного предложения не имеет значение основание, в силу которого данные лица признаются аффилированными. Основание аффилированности может быть любым, предусмотренным законом.
  4. Если одно из аффилированных лиц направляет обязательное предложение, то другие аффилированные лица освобождаются от обязанности сделать обязательное предложение. Важно отметить, что Закон об АО оставляет на усмотрение самих аффилированных лиц вопрос о том, кто из них будет направлять обязательную оферту.

Дополнительно следует учитывать, что обязанность по направлению обязательного предложения не возникает при приобретении акций на основании ранее направленного добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг публичного общества, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в случае, если такое добровольное предложение соответствует требованиям пунктов 2 — 5 статьи 84.2. Закона об АО («добровольное предложение, оформленное по правилам об обязательном предложении»). Иными словами, если в результате акцепта оферты, мажоритарный акционер превысит пороговые значения корпоративного контроля, выражающиеся во владении им самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами свыше 30, 50 или 75% голосующих акций эмитента, он освобождается от обязанности по направлению обязательного предложения о приобретении всех голосующих акций общества и конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг.

Таким образом, лицу, заинтересованному в приобретении крупных пакетов акций публичного акционерного общества, необходимо владеть информацией о других акционерах, являющихся аффилированными лицами по отношению к нему, и осуществлять контроль над совершением такими лицами сделок с акциями публичного общества.

Процедура вытеснения миноритарных акционеров представляет собой сложный многоступенчатый процесс, требующий строгого следования букве закона. Любые ошибки могут повлечь не только крупные административные штрафы, но и поставить под угрозу проведение процедуры в целом. Залогом успешного окончания консолидации является ответственное и серьезное отношение исполнителя к этапу подготовки, включающего в себя, анализ наличия у крупного собственника обязанности по направлению обязательного предложения (при необходимости). Многолетний опыт работы специалистов Акционерного общества «Институт Корпоративных Технологий» позволил выработать механизм законного выкупа всех ценных бумаг акционерного общества, практически исключающий любые правовые и финансовые риски для заинтересованного лица. Использование данного механизма позволит вам получить полный корпоративный контроль в обществе и избавиться от «мертвых душ» на законных основаниях, и в кратчайшие сроки.


Пути решения проблемы наличия "мертвых душ" в реестре закрытого акционерного общества. Как избавиться от мертвых душ в ЗАО

Пройдите тест и узнайте, возможно ли в Вашем акционерном обществе законно исключить миноритарных акционеров и "мёртвых душ", при этом получить 100% акций без их согласия (в т.ч. из ЗАО и непубличных)

    Получите 50 вопросов-ответов по вытеснению миноритарных акционеров и "мертвых душ" из АО
    (в т.ч. непубличных и ЗАО)



      Получите бесплатную консультацию эксперта по корпоративному праву по вопросам выплаты дивидендов по акциям




      Авторы материала:

      Сергей Урескул
      С.В. Урескул, генеральный директор АО «ИКТ»
      Камерджиева Анна
      Камерджиева А.В., младший юрист отдела корпоративно-правового сопровождения АО «ИКТ»